В их экспорте преобладают рыба и морепродукты, но также они могут вывозить дикоросы, кукурузу, сою, мясную и молочную продукциюВ этом году Россия должна экспортировать рыбу и морепродукты на $5,5 млрд.
"ото: PixabayДля дальнейшего наращивания объемов экспорта регионам Дальневосточного и СевероЗападного федеральных округов нужно диверсифицировать поставки продукции АПК и эффективно использовать имеющиеся резервы пищевой и перерабатывающей промышленности.
Об этом министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сказал в ходе совещания с представителями Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Архангельской и Мурманской областей, сообщает федеральное агроведомство.
Сейчас эти регионы в основном торгуют рыбой и морепродуктами.
По данным подведомственного Минсельхозу центра «Агроэкспорт», эти позиции занимают третье место в стоимостной структуре вывоза ($2,66 млрд на 26 июля) и пятое по объемам экспорта (1,23 млн т).
В 2020 году Россия должна экспортировать этой продукции почти на $5,5 млрд, при этом предполагается, что 80% поставок придется на долю указанных регионов, отмечает Минсельхоз.
Однако кроме вывоза рыбы они могут развивать и другие подотрасли АПК. В частности, в июне этого года Минсельхоз довел до регионов средства федерального бюджета на увеличение производства сои и рапса.«СЗ"О и Д"О — не самые аграрные регионы России по понятным причинам: прежде всего, климатическим.
А на Дальнем Востоке есть еще и нехватка кадров.
Однако свой экспорт эти регионы могут диверсифицировать», — считает старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY Максим Никиточкин.
По его словам, СЗ"О может это сделать за счет дикорастущих ягод и продуктов их переработки — заморозки, пюре, джемов, варенья.
Эту продукцию с очень высоким экспортным качеством делает «Вологодская ягода», но ее усилий недостаточно для продвижения за рубежом и кратного увеличения экспорта.
Дальний Восток может диверсифицировать экспорт за счет мясной и молочной продукции, прокомментировал «Агроинвестору» Никиточкин.
Так, в регионе уже реализуются два крупных проекта «Русагро» и «Степи» в этих отраслях.
Они направлены на экспорт в страны Юго-Восточной Азии.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько говорит, что Д"О в больших объемах может экспортировать сою, кукурузу, дикоросы.
СЗ"О может, со временем, стать экспортером молочной продукции, льняных и конопляных изделий, тех же дикоросов.
Он считает, что регионам нужно сделать ставку на развитие производства указанных агрокультур, чтобы нарастить их поставки на рынки других стран.
Китай импортирует около 35 млн т сои, но преимущественно из Аргентины, Бразилии и США, где она генно-модифицированная и поэтому дешевле (выход белка выше, чем в российских аналогах).
Но Д"О мог бы нарастить экспорт этой культуры, конкурируя в сегменте экологически чистой продукции, однако подобный спрос относительно невысок, особенно в условиях восстановления китайского свиноводства после массовых вспышек африканской чумы свиней. «Это привело к значительным убытком свинокомплексов, которые в результате вынуждены оптимизировать себестоимость, чтобы быстрее выйти из минуса», — добавляет Никиточкин.
Доля зерновых, масличных и продуктов их переработки, рыбы и морепродуктов составляет около 70% от всего российского агроэкспорта. «Эти направления и нужно дальше развивать», — уверен Рылько.
Также стоит наращивать экспорт бакалейных и некоторых молочных продуктов, мяса. «Но здесь нам нужно открывать новые рынки.
По мясу в случае открытия Китая для свинины, можем нарастить экспорт на десятки процентов за короткие сроки», — считает Рылько.
Никиточкин добавляет, что увеличить экспорт за счет переработанной рыбы сложно: это совсем другие компетенции, отличные от вылова рыбы и продажи ее прямо с борта корабля.
Также мешает большая конкуренция с Китаем, потому что российским предприятиям довольно сложно приблизиться к себестоимости продукции из этой страны.
По данным «Агроэкспорта», в 2019 году Россия поставила на внешние рынки продукцию АПК на $25,5 млрд.
В структуре вывоза преобладают зерновые — 31%.
Следом идут рыба и морепродукты (22%), продукция масложировой отрасли (16%) и пищевой и перерабатывающей промышленности (15%).
В прошлом году география поставок охватила 158 стран, основные покупатели — Китай, Турция, Казахстан.
Источник: ИКАР. Институт Конъюнктуры Аграрного Рынка